МБОУ "Центр образования №9"
Тульская область, Новомосковский район, город Новомосковск
  • Я памятник себе воздвиг из песен…

    Автор: Татьяна Ивановна Фильчукова, учитель русского языка и литературы
    Я памятник себе воздвиг из песен. Он невысок, тот камень на плато, Но если горный край мой не исчезнет, То не разрушит памятник никто. Ни ветер, что в горах по-волчьи воет, Ни дождь, ни снег, ни августовский зной. При жизни горы были мне судьбою, Когда умру, я стану их судьбой...
    Я памятник себе воздвиг из песен….

    Когда я спросила у ребят, знают ли они, кто такой Расул Гамзатов, они молчали. Когда я спросила, знают ли они стихотворение «Журавли», они снова молчали. Каково же было удивление моих учеников, когда я прочитала им строки из этого стихотворения: 
    Мне кажется порою, что солдаты,
    С кровавых не пришедшие полей,
    Не в землю эту полегли когда-то,
    А превратились в белых журавлей…

    Ребята вспомнили, что эти стихи они слышали, а уж когда услышали песню, то стали наперебой рассказывать, где слышали и когда…

    8 сентября 2023 года исполнилось 100 лет со дня рождения Расула Гамзатова. Стихи и поэмы, написанные им на родном,  аварском языке, переведены более чем на 80 языков, стали частью мировой культуры. Его популярность в Советском Союзе была огромной. Сборники издавались миллионными тиражами. Но самые пронзительные строки – это легендарные «Журавли». Подвиг целой страны и память о каждом погибшем солдате Великой Отечественной войны. Гамзатов – народный поэт не только Дагестана. Достояние всей России. Творчество поэта известно не только в России, но и во всём мире. Его перу принадлежат десятки поэтических, прозаических и публицистических книг. Гамзатов прославил Дагестан как страну высокой духовности и обладающей самобытной культурой. Он воспел аварский язык и живущих на этой земле людей.

    Для учащихся 5-7-х классов был проведен урок  «У каждого свой Расул Гамзатов», для учащихся 8-11-х классов – «Поэтическое государство Расула Гамзатова: диалог с Поэтом». Цель уроков: сформировать представление о личности и творчестве дагестанского поэта Расула Гамзатова, сформировать представление о творческом и личностном мире поэта.

    Школьникам рассказали о жизненном и творческом пути поэта, об основных вехах его творчества. Ребята с  интересом слушали рассказ о журавлях. Как оказалось, с древнейших времен люди относились к журавлям с чувством особенного трепета и благоговения, видя в них птицу, приближенную к Богу и духовному миру. А Расул Гамзатов был настолько потрясен, что написал невиданное по духу и силе  стихотворение «Журавли». В нем соединились воедино многие факты.  В 1965 году поэта пригласили в Японию на 20-ю годовщину трагедии в Хиросиме и Нагасаки, где он услышал историю о больной девочке, складывавшей из бумаги журавлей в надежде выздороветь от лучевой болезни, последствии бомбардировки. Церемония проходила у памятника этой девочке в Мемориальном парке мира в Хиросиме. Практически в тот же момент Расулу Гамзатову сообщили, что на родине умерла его мама. Он срочно вылетел в Россию. В самолёте думал о двух погибших в Великую Отечественную войну братьях, о матери, о двадцати миллионах, не вернувшихся с войны, о журавлях… С аварского на русский стихотворение  перевёл Наум Гребнев, известный переводчик. В 1968 году стихотворение было опубликовано в журнале «Новый мир», а спустя год появилась песня.
     Ребята смотрели видеоролики, рассказывающие о поэте, его родине, его семье, его творчестве, слушали стихи, обсуждали притчи поэта. Вот одна из них. В книге «Мой Дагестан» Расул Гамзатов писал: «Когда я был еще подростком и был еще жив мой отец, мне понадобилось сходить в Хунзах. Я свернул с большой дороги и хотел идти по тропинке, проторенной отцом. Старый горец, увидев меня, остановил и сказал: 
    – Тропу отца оставь отцу. Ищи себе другую, свою тропинку. Я послушался старого горца и пошел искать новый путь. Длинной, извилистой оказалась тропа моей песни, но я иду по ней, собирая свои цветы для своего букета». 
    Ребята согласились, что очень важно, опираясь на память и силу предков, найти собственный путь, который позволит обрести силу, талант, веру. Расул Гамзатов обрёл этот путь. 

    В конце урока ребята пришли к выводу, что у каждого свой Гамзатов.

    А вот старшеклассники вступили в Диалог с Великим. Человеком. Горцем. Поэтом. Ребята читали и обсуждали стихи Расула Гамзатова, сравнивали их со стихами Пушкина, Лермонтова, Есенина, отвечали на вопросы, спорили, доказывали. 

    Уроки, посвященные 100-летию со дня рождения Расула Гамзатова, стали настоящим открытием для школьников, ведь они впервые услышали о поэте, познакомились с его творческим наследием.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie