28 октября 2024 г. в «Центре образования №9» прошел методический семинар «Технологии и приемы формирования функциональной грамотности как инструменты повышения качества образования». Развитие функциональной грамотности является одним из ведущих направлений образования в школе в последнее время, поэтому педагоги делились с различными приемами, методами и технологиями, которые помогут формировать разные виды ФГ на различных уроках.
Фильчукова Татьяна Ивановна напомнила коллегам о видах функциональной грамотности и о том, что их можно и нужно развивать на каждом уроке, вне зависимости от предмета. Ведь функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. В своем выступлении Татьяна Ивановна рассказала о приемах, создающих эмоциональное отношение к изучаемому материалу, приемах мотивации и постановки темы урока, изучения нового и закрепления пройденного материала, приемах активизации мыслительной деятельности и актуализации знаний, а также приемах закрепления полученных знаний и рефлексии.
Бабич Евгения Михайловна предложила коллегам использовать интерактивные методы развития функциональной грамотности. Интерактивные методы обучения (от англ. «interactive» - взаимодействие) - это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; это образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач. Интерактивные методы позволяют: моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения; способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей; создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия; осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний учащихся в реальной жизни.
Ященко Елена Юрьевна рассказала, что цель формирования функциональной грамотности на уроках английского языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности подростков использовать язык для решения коммуникативных задач. Елена Юрьевна показала на примере своего предмета, какими приемами можно пользоваться, чтобы развивать функциональную грамотность, и что на можно развивать различные виды ФГ на одном предмете. Так, например:
- для формирования математической финансовой грамотности ученикам можно предложить расположить монеты по возрастанию стоимости, а также рассказать о российских монетах, после этого составить диалог о покупке товаров и решить какими монетами за них заплатить;
- для формирования естественнонаучной грамотности можно взять тексты научной направленности и предложить определить, о чем будет идти речь в данном тексте, изучив заголовок и рисунки к тексту, прочитать текст и ответить на вопросы;
- для формирования глобальной компетентности, стоит уделять внимание на рубрику «Going Green», где описываются различные экологические проблемы во всем мире, а затем их обсудить и попытаться найти пути их решения;
- для формирования креативного мышления стоит уделять внимание выполнению проектов (предположим, ознакомиться с системой школьного образования в США и выполнить упражнения после текста, а в качестве креативного задания - разработать в группе брошюру для американских учеников об образовании в России, написать о школьных предметах, изучаемых в наших школах, типичном школьном дне, спорте и внеурочных занятиях, брошюра должна быть в форме приглашения для американских учеников провести один год в нашей школе).
Архипова Оксана Евгеньевна еще раз обратила внимание коллег на то, что математическая финансовая грамотность развивается не только на уроках математики, а читательская – на литературе. Многие приемы, которые представила из своего опыта работы Оксана Евгеньевна – универсальные приемы, которые можно использовать и на уроках биологии, и географии, и русского языка, и даже физической культуры и ОБЗР. Ведь финансовая грамотность вне предметна, это те знания, которые дети берут с собой в жизнь. Особое место в своем выступлении Оксана Евгеньевна уделила таким приемам, как инфографика, «Ложная альтернатива», «Добавь следующее» и др.:
- Главным достоинством инфографики является её способность эффективно организовать большие объёмы информации и наглядно показать взаимосвязи. Очень удобно использовать инфографику, когда необходимо эффективно и моментально что-то объяснить.
- Приём «Ложная альтернатива» (прием можно использовать на этапе закрепления знаний, на этапе актуализации знаний по теме) Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
- Прием «Добавь следующее» используется для активизации полученных ранее знаний, на развитие памяти, умение слышать и слушать соучеников, учителя. Ученик называет термин, понятие, ключевое слово из определения, передает эстафету следующему. Принявший эстафету повторяет то, что произнес предыдущий выступающий, добавляет свое и передает следующему участнику.
- Прием «Хорошо - плохо» направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Практически каждый из приемов отрабатывался и на самих участниках семинара, что добавило интерактивности, интереса и стало основой для лучшего усвоения материала.